1. Введение
В супервизионной группе психологи и психотерапевты разбирают сложные кейсы, учатся друг у друга и получают поддержку в своей работе. Однако если один из участников группы находится в состоянии психоза или имеет выраженные психотические черты (бредовые идеи, галлюцинации, расщепление реальности и т.д.), динамика совместной работы существенно меняется. Группа может столкнуться с вызовами, связанными как с восприятием реальности самим участником, так и с реакциями остальных коллег на его поведение и высказывания.

2. Признаки и поведение «психотического» участника
- Нарушение контакта с реальностью
- Человек может высказывать бредовые идеи, выражать сильные иллюзии или говорить о галлюцинациях.
- Трудности в логическом изложении мыслей, скачкообразность речи, несвязанность тем.
- Сложности в содержательном участии
- Участник может уходить от заявленной темы супервизии, фокусируясь на своих внутренних переживаниях или оставаясь «глухим» к внешнему обсуждению.
- Возможно частое «залипание» на деталях, эмоциональная нестабильность, парадоксальность высказываний.
- Тревожность и страх
- Психотические состояния нередко сопровождаются паранойей, чувством преследования, повышенной мнительностью.
- Такой участник может интерпретировать нейтральные реплики коллег как угрозу или обвинение.
3. Влияние на групповую динамику
- Общее напряжение и смущение
- Остальные участники могут испытывать растерянность, не зная, как реагировать на «необычные» высказывания.
- Может возникать желание «обойти стороной» психотическую тему, чтобы не входить в конфликт или не усугублять состояние коллеги.
- Чувство ответственности и беспокойство
- Участники могут начать брать на себя роль «спасателей» или, напротив, стремиться отдалиться, чувствуя свою профессиональную некомпетентность в работе с психотическим состоянием.
- Тревога: «Если я сейчас вмешаюсь, наврежу ли я ему (ей)?» или «Не возьмут ли меня на себя обязательства, которых я не смогу исполнить?»
- Риск смещения фокуса супервизии
- Вместо обсуждения клинических случаев и профессиональных вопросов, группа может сосредоточиться на «выживании» в ситуации с психотическим участником.
- Снижается польза для остальных участников, поскольку внимание переключается на экстренное реагирование или попытки понять «странные» проявления.
- Поляризация позиций
- Одни участники хотят поддержать коллегу и включиться в его психотический мир («сойти» к его логике и высказываниям).
- Другие — настаивают на чётких границах, считая, что подобные состояния должны лечиться в индивидуальной терапии или стационаре, и не место им в профессиональной группе супервизии.
4. Роль супервизора
- Обеспечение безопасной среды
- Супервизор должен отслеживать, что в группе появляются сильные эмоции (страх, непонимание, раздражение) и мягко модерировать процесс.
- Если психотическое состояние участника угрожает безопасности или грубо нарушает границы, возможно, потребуется приостановить участие этого человека в супервизии до стабилизации.
- Ясность и структура
- Чёткое выстраивание регламента: кому и сколько времени даётся на высказывание, как возвращаться к теме, когда разговор уходит в сторону.
- Обозначение целей супервизии: она не заменяет психиатрического лечения или индивидуальной терапии.
- Этические и профессиональные рамки
- Супервизор может предложить участнику с психотическими проявлениями обратиться за помощью к психиатру или в рамках личной терапии.
- Если состояние явно декомпенсировано, супервизор обязан думать о благе не только группы, но и самого участника (этическая ответственность).
- Поддержка рефлексии
- Пояснение группе, какие чувства возникают при столкновении с психозом, в чём отличие супервизии от клинической интервенции.
- Формирование навыка говорить «о том, что происходит здесь и сейчас», не стесняясь задавать вопросы и выражать смущение.
5. Стратегии для остальных участников
- Придерживаться профессиональных границ
- Помнить, что назначение медикаментозного лечения или постановка диагноза — сфера компетенции психиатра.
- Не пытаться «лечить» коллегу в рамках супервизии, но и не игнорировать явные признаки обострения.
- Открыто обсуждать чувства
- Если вы ощущаете страх, раздражение или желание отстраниться, проговорите это в группе. Совместная рефлексия помогает снять напряжение и нормализовать опыт.
- Не бойтесь сказать: «Я чувствую растерянность, не знаю, как реагировать на ваши слова», — это может снизить непонимание и тревогу.
- Сохранять уважительное отношение
- Даже если идеи коллеги кажутся нелепыми или пугающими, не стоит обесценивать его переживания. Для психотического участника эти переживания реальны и болезненны.
- Важно не переходить на насмешки, агрессию или чрезмерное «сюсюканье».
- Фокусироваться на задаче супервизии
- Помнить, что главная цель группы — разбор терапевтических случаев, профессиональное развитие.
- Пытаться аккуратно возвращать дискуссию к заявленной теме, чтобы не «утонуть» в психотических фантазиях участника.
6. Возможные плюсы и обучающие моменты
- Понимание психотических процессов «изнутри»
- Встреча с психотическим человеком в профессиональном пространстве даёт уникальный опыт осознания того, как клиент с подобным расстройством воспринимает реальность и реагирует на терапевтические процессы.
- Обучение кризисному взаимодействию
- Участники могут отточить навыки удерживания границ, бережной коммуникации, наблюдения за собственными контрпереносными чувствами.
- Повышение уровня терпимости и эмпатии
- Столкновение с психозом в безопасной среде (под руководством супервизора) помогает развивать гуманное отношение к людям, имеющим тяжёлые психические состояния.
- Адаптация групповой работы
- Группа учится гибко реагировать и при необходимости менять формат встречи или дискутировать о возможности временного отстранения участника, если его состояние не позволяет продуктивно участвовать в супервизии.
7. Вывод
Появление в супервизионной группе участника с психотическими проявлениями — редкое, но не невозможное явление. Это может сильно нарушать привычный ход работы и вызывать у коллег бурю эмоций — от страха и неприятия до чрезмерного сострадания. В таких ситуациях особенно важны:
- Ясная роль супервизора, регулирующего процесс и границы.
- Осознанность участников: умение называть свои чувства и не брать на себя функции, не соответствующие формату супервизии.
- Этическое отношение: уважение к участнику с психозом при одновременном понимании необходимости специализированной помощи за рамками супервизии.
Если группа и супервизор смогут поддерживать структуру, а участники — осознанный диалог, подобный опыт, при всей его сложности, может стать уникальным обучающим моментом и укрепить профессиональную компетентность каждого участника.