1. Введение

В супервизионной группе психологи и психотерапевты разбирают сложные кейсы, учатся друг у друга и получают поддержку в своей работе. Однако если один из участников группы находится в состоянии психоза или имеет выраженные психотические черты (бредовые идеи, галлюцинации, расщепление реальности и т.д.), динамика совместной работы существенно меняется. Группа может столкнуться с вызовами, связанными как с восприятием реальности самим участником, так и с реакциями остальных коллег на его поведение и высказывания.

Групповая супервизия | 50 часов супервизии за 10 встреч (онлайн)

Подробнее

2. Признаки и поведение «психотического» участника

  1. Нарушение контакта с реальностью
    • Человек может высказывать бредовые идеи, выражать сильные иллюзии или говорить о галлюцинациях.
    • Трудности в логическом изложении мыслей, скачкообразность речи, несвязанность тем.
  2. Сложности в содержательном участии
    • Участник может уходить от заявленной темы супервизии, фокусируясь на своих внутренних переживаниях или оставаясь «глухим» к внешнему обсуждению.
    • Возможно частое «залипание» на деталях, эмоциональная нестабильность, парадоксальность высказываний.
  3. Тревожность и страх
    • Психотические состояния нередко сопровождаются паранойей, чувством преследования, повышенной мнительностью.
    • Такой участник может интерпретировать нейтральные реплики коллег как угрозу или обвинение.

3. Влияние на групповую динамику

  1. Общее напряжение и смущение
    • Остальные участники могут испытывать растерянность, не зная, как реагировать на «необычные» высказывания.
    • Может возникать желание «обойти стороной» психотическую тему, чтобы не входить в конфликт или не усугублять состояние коллеги.
  2. Чувство ответственности и беспокойство
    • Участники могут начать брать на себя роль «спасателей» или, напротив, стремиться отдалиться, чувствуя свою профессиональную некомпетентность в работе с психотическим состоянием.
    • Тревога: «Если я сейчас вмешаюсь, наврежу ли я ему (ей)?» или «Не возьмут ли меня на себя обязательства, которых я не смогу исполнить?»
  3. Риск смещения фокуса супервизии
    • Вместо обсуждения клинических случаев и профессиональных вопросов, группа может сосредоточиться на «выживании» в ситуации с психотическим участником.
    • Снижается польза для остальных участников, поскольку внимание переключается на экстренное реагирование или попытки понять «странные» проявления.
  4. Поляризация позиций
    • Одни участники хотят поддержать коллегу и включиться в его психотический мир («сойти» к его логике и высказываниям).
    • Другие — настаивают на чётких границах, считая, что подобные состояния должны лечиться в индивидуальной терапии или стационаре, и не место им в профессиональной группе супервизии.

4. Роль супервизора

  1. Обеспечение безопасной среды
    • Супервизор должен отслеживать, что в группе появляются сильные эмоции (страх, непонимание, раздражение) и мягко модерировать процесс.
    • Если психотическое состояние участника угрожает безопасности или грубо нарушает границы, возможно, потребуется приостановить участие этого человека в супервизии до стабилизации.
  2. Ясность и структура
    • Чёткое выстраивание регламента: кому и сколько времени даётся на высказывание, как возвращаться к теме, когда разговор уходит в сторону.
    • Обозначение целей супервизии: она не заменяет психиатрического лечения или индивидуальной терапии.
  3. Этические и профессиональные рамки
    • Супервизор может предложить участнику с психотическими проявлениями обратиться за помощью к психиатру или в рамках личной терапии.
    • Если состояние явно декомпенсировано, супервизор обязан думать о благе не только группы, но и самого участника (этическая ответственность).
  4. Поддержка рефлексии
    • Пояснение группе, какие чувства возникают при столкновении с психозом, в чём отличие супервизии от клинической интервенции.
    • Формирование навыка говорить «о том, что происходит здесь и сейчас», не стесняясь задавать вопросы и выражать смущение.

5. Стратегии для остальных участников

  1. Придерживаться профессиональных границ
    • Помнить, что назначение медикаментозного лечения или постановка диагноза — сфера компетенции психиатра.
    • Не пытаться «лечить» коллегу в рамках супервизии, но и не игнорировать явные признаки обострения.
  2. Открыто обсуждать чувства
    • Если вы ощущаете страх, раздражение или желание отстраниться, проговорите это в группе. Совместная рефлексия помогает снять напряжение и нормализовать опыт.
    • Не бойтесь сказать: «Я чувствую растерянность, не знаю, как реагировать на ваши слова», — это может снизить непонимание и тревогу.
  3. Сохранять уважительное отношение
    • Даже если идеи коллеги кажутся нелепыми или пугающими, не стоит обесценивать его переживания. Для психотического участника эти переживания реальны и болезненны.
    • Важно не переходить на насмешки, агрессию или чрезмерное «сюсюканье».
  4. Фокусироваться на задаче супервизии
    • Помнить, что главная цель группы — разбор терапевтических случаев, профессиональное развитие.
    • Пытаться аккуратно возвращать дискуссию к заявленной теме, чтобы не «утонуть» в психотических фантазиях участника.

6. Возможные плюсы и обучающие моменты

  1. Понимание психотических процессов «изнутри»
    • Встреча с психотическим человеком в профессиональном пространстве даёт уникальный опыт осознания того, как клиент с подобным расстройством воспринимает реальность и реагирует на терапевтические процессы.
  2. Обучение кризисному взаимодействию
    • Участники могут отточить навыки удерживания границ, бережной коммуникации, наблюдения за собственными контрпереносными чувствами.
  3. Повышение уровня терпимости и эмпатии
    • Столкновение с психозом в безопасной среде (под руководством супервизора) помогает развивать гуманное отношение к людям, имеющим тяжёлые психические состояния.
  4. Адаптация групповой работы
    • Группа учится гибко реагировать и при необходимости менять формат встречи или дискутировать о возможности временного отстранения участника, если его состояние не позволяет продуктивно участвовать в супервизии.

7. Вывод

Появление в супервизионной группе участника с психотическими проявлениями — редкое, но не невозможное явление. Это может сильно нарушать привычный ход работы и вызывать у коллег бурю эмоций — от страха и неприятия до чрезмерного сострадания. В таких ситуациях особенно важны:

  • Ясная роль супервизора, регулирующего процесс и границы.
  • Осознанность участников: умение называть свои чувства и не брать на себя функции, не соответствующие формату супервизии.
  • Этическое отношение: уважение к участнику с психозом при одновременном понимании необходимости специализированной помощи за рамками супервизии.

Если группа и супервизор смогут поддерживать структуру, а участники — осознанный диалог, подобный опыт, при всей его сложности, может стать уникальным обучающим моментом и укрепить профессиональную компетентность каждого участника.