Иногда после, казалось бы, обычного разговора остаётся странное чувство: вы ощущаете вину, усталость или раздражение, хотя диалог был вполне спокойным. Ничего конфликтного не произошло, но внутри — напряжение.
А бывает наоборот: вы чувствуете лёгкость и вдохновение рядом с человеком, с которым ещё и не успели по-настоящему сблизиться. Возникает ощущение, будто что-то важное между вами происходит — хотя словами это не описать.

Почему с одними людьми рядом хочется дышать глубже и быть собой, а с другими — напротив, тело сжимается, а речь становится осторожной и выверенной? Почему мы так по-разному ощущаем себя в разных взаимодействиях — даже тогда, когда внешне всё выглядит вполне нейтрально?

Психология объясняет это явление через бессознательные процессы, которые сопровождают любое человеческое взаимодействие. Это то, что происходит вне нашего намерения и осознания, но при этом влияет на поведение, выбор слов, эмоциональную реакцию и даже телесные ощущения. Такие процессы называются проекцией, переносом, проективной идентификацией — и все они являются частями одного и того же явления: бессознательной коммуникации.

Иногда мы начинаем «играть» определённую роль, которую другой человек бессознательно нам предлагает: становимся «сильными», «беспомощными», «виноватыми», «спасающими», «осуждающими» — не потому, что таковы на самом деле, а потому, что внутренняя логика другого требует этих ролей для продолжения своего сценария. Но и мы сами делаем то же самое — бессознательно вызываем в других определённые реакции, притягиваем именно тех, кто «впишется» в знакомую эмоциональную историю.

Эти невидимые сценарии, в которые мы вовлекаемся друг с другом, могут приносить близость, поддержку и развитие, а могут — истощение, хроническую вину или невозможность быть собой.
В этой статье мы поговорим о том, что такое бессознательные игры между людьми, откуда они берутся, как они проявляются в повседневной жизни и можно ли научиться их распознавать, чтобы перестать быть в них участником по умолчанию.

Что такое бессознательные игры?

Когда мы слышим слово «игры» в контексте отношений, часто возникает ассоциация с манипуляцией или намеренным воздействием. Но в психологическом смысле бессознательные игры — это совсем не про намеренность или осознанное влияние.

Речь идёт о том, как два человека — без слов, без предварительного соглашения — могут начать разыгрывать устойчивый эмоциональный сценарий, не замечая, что оказались внутри чужой или своей внутренней драмы. Это похоже на спектакль, в который мы вступаем не по роли, а по внутреннему зову — просто потому, что он нам смутно знаком, отсылает к прошлому опыту и эмоционально «настраивает» нас.

Бессознательные игры — это, по сути, взаимные эмоциональные настройки, которые формируются за счёт:

  • проекций (когда я приписываю тебе то, чего не вижу в себе),
  • эмоционального заражения (когда я начинаю чувствовать твои чувства как свои),
  • проективной идентификации (когда я «передаю» тебе часть своей психики, и ты начинаешь вести себя в соответствии с ней),
  • а также так называемой невидимой сцены — внутреннего сюжета, который словно требует «исполнителей» для своей реализации.

Это не игра ради игры. Это — неосознанный способ психики выразить то, что не может быть сказано прямо. Через другого человек сталкивается с собой, со своей тенью, с вытесненными чувствами, с детским опытом, с неосуществлёнными желаниями. А другой в ответ — тоже, возможно, неосознанно — включает в себя ту роль, которая «подходит» под этот сценарий.

Важно понимать: это не манипуляция и не плохие намерения. Это — естественная динамика человеческих отношений, особенно в близости. И если мы начинаем её распознавать, у нас появляется выбор: продолжать игру, выйти из неё или исследовать.


3. Типичные примеры из жизни:

  • Пара, где один спасает, а другой вечно в кризисе.
  • Коллега, с которым всё время чувствуешь себя «некомпетентным».
  • Друг, после общения с которым чувствуешь вину или пустоту.
  • Ребёнок, вызывающий у родителя эмоции, не свойственные ситуации.

4. Почему это происходит?

  • Немного про проекции, про перенос, как психика «узнаёт» знакомое.
  • Внутренние роли, которые «ищут» продолжения вовне.
  • Мысли, чувства, травмы, которые не прожиты — ищут «сцену» во внешнем мире.

5. Чем это может быть опасно?

  • Потеря энергии, эмоциональное выгорание.
  • Застревание в повторяющихся отношениях.
  • Чувство, что живёшь не свою жизнь.
  • Искажение образа себя и другого.

6. Можно ли это распознать и изменить?

  • Да. Через осознанность, терапию, телесную чувствительность.
  • Вопросы, которые можно себе задать:
    – «Что я часто чувствую рядом с этим человеком?»
    – «Эта реакция действительно обо мне — или о чём-то старом во мне?»
    – «Кого мне он/она напоминает?»

7. Вывод

  • Мы бессознательно играем друг с другом — но можем научиться видеть сценарий, а не только роль.
  • И тогда появляются свобода, ответственность и выбор в отношениях.
Подписка на Telegram-канал Виктории Салагор Et / Et Подписаться на Telegram-канал Виктории Салагор Et / Et